Pagini

miercuri, 25 aprilie 2018

Icoana lui Iisus Hristos : http://nethistory.su/blog/43596258674/Fenomen:---BEZRUKIY-HUDOZHNIK-(Grigoriy-ZHuravlyov)

http://nethistory.su/blog/43596258674/Fenomen:---BEZRUKIY-HUDOZHNIK-(Grigoriy-ZHuravlyov)

Icoana lui Iisus Hristos 



Нерукотворная икона Григория Журавлёва.   

Он доказал, чтобы создавать живописные шедевры, более необходимы страстная Вера, душа и талант, чем руки. Доказал своим личным примером, творя действительно нерукотворные иконы – так как с рожденья не имел не только рук, но и ног. Рисовал зубами. Поднялся вровень с наиболее известными художниками своего времени. Его иконы выставлялись в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском храме вместе с работами великих художников В.Сурикова, В.Васнецова, В.Поленова и других.

«Малый телом, но великий душой»
…В 1858 году (день и месяц неизвестны) в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье Николая Журавлёва родился сын. Родители испытали шок, когда увидели его атрофированные конечности: руки от кистей до плеча, а ноги – от ступни до колена. Мать плакала, хотела даже утопиться вместе с сыном. Её отец Пётр Трайкин заверил, что вырастит внучка сам.
Несмотря на свои физические недостатки, мальчик рос жизнерадостным, умным и пытливым. Научился передвигаться на коленях, к которым ему привязывали кожаные ходульки. В погожие дни Григорий выползал на культях во двор, брал в зубы прутик и рисовал на песке. Сельчане смотрели и дивились тому, как умело он рисовал людей, дома, животных.
С девяти лет Пётр Васильевич возил внука в школу и обратно: летом на тележке, а зимой на салазках. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах. У него выработался каллиграфический почерк.
Сельский священник отец Василий духовно окормлял его, учил чтению и письму. В 13 лет подарил ему масляные краски. Мальчик брал в зубы кисть, макал в плошки с краской и выводил на бумаге диковинные картины. Проявлял невиданное упорство: целыми днями, до боли в деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добиваясь только ему ведомого сочетания красок.
В 15 лет юноша поехал в Самару, где  некоторое время поучился у тамошних живописцев Травкина и Алексея Сексяева. Этого для Григория оказалось вполне достаточно. Потом он закупил всё необходимое для работы и вернулся в родное село, где стал зарабатывать на жизнь тем, что писал на заказ иконы и фрески. Вся семья ему помогала.
Сколько именно икон сотворил гениальный мастер, неизвестно. Среди всех особо выделяется одна, уникальная по письму и замыслу. На ней изображена простая крестьянка Екатерина Грачёва, к которой художник явно питал сильное чувство. Он увековечил Екатерину вместе с маленьким сыном в образе богоматери. Трудился восемь лет, тая от других. Можно догадываться, сколько чувств, упований, старания и даже самой души вложено в это творение!
Икону Григорий подарил Екатерине. Сельчане назвали её «Утевской мадонной». По отзывам людей, она получилась завораживающе красивой, производила неизгладимое впечатление. Позже женщина передала икону своей подруге Александре Подусовой и уехала из села. После революции многие десятилетия она хранилась в доме местной жительницы, а после её смерти икону увезли в Самару и кому-то продали…
                                                           Художник и Император
В личном архиве самарского генерал-губернатора А.Д.Свербеева (1878–1891 гг.) сохранилось письмо Г.Журавлёва, в котором художник просил передать икону в дар Цесаревичу Николаю:
«…Ваше Императорское Высочество, покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению Божию».
Икона дошла до адресата и Император Александр III Миротворец пригласил Журавлёва в Санкт-Петербург, где он написал групповой портрет семьи Романовых. Император остался доволен работой, подарил ему альбом и назначил пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей (по тем временам очень большие деньги), а генерал-губернатору Самары велено было «выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом».
Уникальный Храм
В 1885 г. в Утевке началось строительство новой каменной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы по чертежам и под непосредственным руководством Григория. Высокое здание с большим синим куполом, с сияющим золотым крестом производит внушительное впечатление, кажется величавым и мощным. В здании не было ни одной колонны, хотя оно имеет высокие своды: с любого места хорошо видно всю службу.
Огромный церковный купол, 10 метров в диаметре, расписывал сам художник. Помощники укладывали его в специальную люльку, поднимали под самый потолок и он писал библейские сюжеты, лёжа на спине: кисть в зубах, глаза на расстоянии кисти от доски, на лицо падали капли краски. Это и нормальному человеку невероятно трудно, а уж такому!.. После двух-трёх часов такой неимоверно тяжкой работы, когда кожаные ремни впивались в тело, наступал спазм челюстных мышц, не всегда могли вынуть изо рта кисть живописца. Чтобы помочь раскрыть рот, на шею и скулы Григория накладывали полотенца, смоченные в горячей воде. И так день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Трескались и кровоточили губы, выщербливались передние резцы. На лопатках и затылке художника образовались кровоточащие язвы. От постоянного напряжения катастрофически ухудшилось зрение.
Освятили новую церковь 7 января 1892 г.
«Окаянные дни»
Началась Мировая война. В 1916 г. Григорий стал чаще болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: скоро наступят чёрные времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны.
Умер Григорий Николаевич Журавлёв от скоротечной лихорадки 15 февраля (по новому стилю) 1916 г. в своём доме. Похоронен в церковной ограде. После революции крест снесли, могилу сравняли с землей, и долгие десятилетия никто даже и не вспоминал о художнике-самоучке, поражавшим своим талантом всех, кто его видел.
Не один раз власти намеревалась снести церковь, но каждый раз что-то срывало их планы. В 1934 г. церковь закрыли, начали было даже разрушать колокольню. Долгое время церковь использовалась для хозяйственных нужд: в ней хранили зерно.
Загадочная находка в Боснии
В 1963 г. в далекой Боснии историк и реставратор З.Каймакович нашёл икону, неведомо как сюда попавшую. Его поразило не только высочайшее умение художника, но и надпись, сделанная по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».
Недоверчивый разум отказывался верить в реальность такого художника. И он написал по указанному на иконе адресу…
В Гос.архиве СССР вынуждены были официально подтвердить существование в прошлом безрукого и безногого иконописца. После чего искусствовед написал ряд работ о нём. Публикации в югославской, американской и итальянской печати произвели фурор и сделали Г.Журавлёва всемирно известным. Сенсацией были вынуждены заинтересоваться и в СССР. Подключились архивисты, искусствоведы, музейные работники…
Второе рождение
Неповторимая церковь в Утевке сохранилась до наших дней. В 1989 г. её вернули верующим. Реставрация велась по журавлёвским эскизам. В восстановленной церкви сохранились иконы, написанные Григорием Журавлёвым, фрагменты стенных росписей и купола. После возобновлена служб в церкви, на иконе стал сам собой проявляться лик святого Симеона Верхотурского.
Многие нерукотворные образа местные жители сберегли и принесли в храм. Иконы крестьянского самородка имеются в самарских краеведческом и епархиальном музеях, Петропавловской церкви Самары, в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, Санкт-Петербургском Казанском соборе, Пюхтицком монастыре в Эстонии…
Сохранился родной дом удивительного русского самородка Григория Николаевича Журавлева, его укажет местный сельчанин: это дом-пятистенка на улице Самарской, № 10. В церковном ограде восстановлена его могила.
«…таким уж его создал Бог»
Жизнь художника Г.Журавлёва – каждодневный подвиг. Он не только творил великие шедевры, святые образы, но и являл своей жизнью пример жизненного оптимизма, Веры, любви к близким. Глядя на него – от природы увечного - было стыдно и грешно здоровым людям унывать и сетовать на судьбу, обстоятельства, преграды.
О феноменальном художнике написаны повесть-легенда самарского документалиста В.Мясникова «Возвращение», рассказ ленинградского писателя В.Лялина «Изограф», роман «Дар над бездной отчаяния» С.Жигалова, прообразом которого стал Г.Журавлёв. Певица Светлана Копылова, узнав о нём, написала песню-притчу о калеке-художнике, который от рождения «не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть не пить не мог, он человека был кусок, таким его уж создал Бог…»
Автор:   Александр ЗИБОРОВ.
Опубликовал Александр Зиборов , 30.04.2016 в 02:54
Portret pictor Grigorii Juravlëv / Grigorii Juravlev / Juravliov / Zhuravlëv : ( ë se pronuntã [ io ] )



Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu