http://nethistory.su/blog/43596258674/Fenomen:---BEZRUKIY-HUDOZHNIK-(Grigoriy-ZHuravlyov)
Icoana lui Iisus Hristos
Нерукотворная
икона Григория Журавлёва.
Он доказал, чтобы создавать
живописные шедевры, более необходимы страстная Вера, душа и талант, чем руки.
Доказал своим личным примером, творя действительно нерукотворные иконы – так
как с рожденья не имел не только рук, но и ног. Рисовал зубами. Поднялся
вровень с наиболее известными художниками своего времени. Его иконы
выставлялись в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском храме вместе с работами
великих художников В.Сурикова, В.Васнецова, В.Поленова и других.
«Малый телом, но великий душой»
…В 1858 году (день и месяц
неизвестны) в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии в семье Николая
Журавлёва родился сын. Родители испытали шок, когда увидели его атрофированные
конечности: руки от кистей до плеча, а ноги – от ступни до колена. Мать
плакала, хотела даже утопиться вместе с сыном. Её отец Пётр Трайкин заверил,
что вырастит внучка сам.
Несмотря на свои физические
недостатки, мальчик рос жизнерадостным, умным и пытливым. Научился
передвигаться на коленях, к которым ему привязывали кожаные ходульки. В погожие
дни Григорий выползал на культях во двор, брал в зубы прутик и рисовал на
песке. Сельчане смотрели и дивились тому, как умело он рисовал людей, дома,
животных.
С девяти лет Пётр Васильевич
возил внука в школу и обратно: летом на тележке, а зимой на салазках. Григорий
научился писать, держа карандаш в зубах. У него выработался каллиграфический
почерк.
Сельский священник отец Василий
духовно окормлял его, учил чтению и письму. В 13 лет подарил ему масляные
краски. Мальчик брал в зубы кисть, макал в плошки с краской и выводил на бумаге
диковинные картины. Проявлял невиданное упорство: целыми днями, до боли в
деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добиваясь только
ему ведомого сочетания красок.
В 15 лет юноша поехал в Самару,
где некоторое время поучился у тамошних живописцев Травкина и Алексея
Сексяева. Этого для Григория оказалось вполне достаточно. Потом он закупил всё
необходимое для работы и вернулся в родное село, где стал зарабатывать на жизнь
тем, что писал на заказ иконы и фрески. Вся семья ему помогала.
Сколько именно икон сотворил
гениальный мастер, неизвестно. Среди всех особо выделяется одна, уникальная по
письму и замыслу. На ней изображена простая крестьянка Екатерина Грачёва, к
которой художник явно питал сильное чувство. Он увековечил Екатерину вместе с
маленьким сыном в образе богоматери. Трудился восемь лет, тая от других. Можно
догадываться, сколько чувств, упований, старания и даже самой души вложено в
это творение!
Икону Григорий подарил Екатерине.
Сельчане назвали её «Утевской мадонной». По отзывам людей, она получилась
завораживающе красивой, производила неизгладимое впечатление. Позже женщина
передала икону своей подруге Александре Подусовой и уехала из села. После
революции многие десятилетия она хранилась в доме местной жительницы, а после
её смерти икону увезли в Самару и кому-то продали…
Художник и Император
В личном архиве самарского
генерал-губернатора А.Д.Свербеева (1878–1891 гг.) сохранилось письмо
Г.Журавлёва, в котором художник просил передать икону в дар Цесаревичу Николаю:
«…Ваше Императорское Высочество,
покорнейше и усердно… желаю поднести Вам икону Святителя и Чудотворца Николая,
которую я написал ртом, а не руками, по той причине, что от своей природы не
имею силы движения в руках и ногах своих. Написал сию икону по вразумлению
Всемогущего Бога, который допустил меня на свет Божий. И даровал мне дар. Потом
открылось движение моего рта, которым я управляю своё мастерство по повелению
Божию».
Икона дошла до адресата и
Император Александр III Миротворец пригласил Журавлёва в Санкт-Петербург, где
он написал групповой портрет семьи Романовых. Император остался доволен
работой, подарил ему альбом и назначил пожизненную ежемесячную пенсию в 25
золотых рублей (по тем временам очень большие деньги), а генерал-губернатору
Самары велено было «выдать Журавлёву иноходца с летним и зимним выездом».
Уникальный Храм
В 1885 г. в Утевке началось
строительство новой каменной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы по
чертежам и под непосредственным руководством Григория. Высокое здание с большим
синим куполом, с сияющим золотым крестом производит внушительное впечатление,
кажется величавым и мощным. В здании не было ни одной колонны, хотя оно имеет
высокие своды: с любого места хорошо видно всю службу.
Огромный церковный купол, 10
метров в диаметре, расписывал сам художник. Помощники укладывали его в
специальную люльку, поднимали под самый потолок и он писал библейские сюжеты,
лёжа на спине: кисть в зубах, глаза на расстоянии кисти от доски, на лицо
падали капли краски. Это и нормальному человеку невероятно трудно, а уж
такому!.. После двух-трёх часов такой неимоверно тяжкой работы, когда кожаные
ремни впивались в тело, наступал спазм челюстных мышц, не всегда могли вынуть
изо рта кисть живописца. Чтобы помочь раскрыть рот, на шею и скулы Григория
накладывали полотенца, смоченные в
горячей воде. И так день за днём, месяц за месяцем, год за годом. Трескались и
кровоточили губы, выщербливались передние резцы. На лопатках и затылке
художника образовались кровоточащие язвы. От постоянного напряжения
катастрофически ухудшилось зрение.
Освятили новую церковь 7 января
1892 г.
«Окаянные дни»
Началась Мировая война. В 1916 г.
Григорий стал чаще болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было
откровение: скоро наступят чёрные времена, когда и он сам, и его иконы никому
не будут нужны.
Умер Григорий Николаевич Журавлёв
от скоротечной лихорадки 15 февраля (по новому стилю) 1916 г. в своём
доме. Похоронен в церковной ограде. После революции крест снесли, могилу
сравняли с землей, и долгие десятилетия никто даже и не вспоминал о
художнике-самоучке, поражавшим своим талантом всех, кто его видел.
Не один раз власти намеревалась
снести церковь, но каждый раз что-то срывало их планы. В 1934 г. церковь
закрыли, начали было даже разрушать колокольню. Долгое время церковь
использовалась для хозяйственных нужд: в ней хранили зерно.
Загадочная находка в Боснии
В 1963 г. в далекой Боснии
историк и реставратор З.Каймакович нашёл икону, неведомо как сюда
попавшую. Его поразило не только высочайшее умение художника, но и надпись,
сделанная по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского
уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлёва,
безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».
Недоверчивый разум отказывался
верить в реальность такого художника. И он написал по указанному на иконе
адресу…
В Гос.архиве СССР вынуждены были
официально подтвердить существование в прошлом безрукого и безногого
иконописца. После чего искусствовед написал ряд работ о нём. Публикации в
югославской, американской и итальянской печати произвели фурор и сделали
Г.Журавлёва всемирно известным. Сенсацией были вынуждены заинтересоваться и в
СССР. Подключились архивисты, искусствоведы, музейные работники…
Второе рождение
Неповторимая церковь в Утевке
сохранилась до наших дней. В 1989 г. её вернули верующим. Реставрация велась по
журавлёвским эскизам. В восстановленной церкви сохранились иконы, написанные
Григорием Журавлёвым, фрагменты стенных росписей и купола. После возобновлена
служб в церкви, на иконе стал сам собой проявляться лик святого Симеона
Верхотурского.
Многие нерукотворные образа
местные жители сберегли и принесли в храм. Иконы крестьянского самородка
имеются в самарских краеведческом и епархиальном музеях, Петропавловской церкви
Самары, в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, Санкт-Петербургском Казанском
соборе, Пюхтицком монастыре в Эстонии…
Сохранился родной дом
удивительного русского самородка Григория Николаевича Журавлева, его укажет
местный сельчанин: это дом-пятистенка на улице Самарской, № 10. В церковном
ограде восстановлена его могила.
«…таким уж его создал Бог»
Жизнь художника Г.Журавлёва –
каждодневный подвиг. Он не только творил великие шедевры, святые образы, но и
являл своей жизнью пример жизненного оптимизма, Веры, любви к близким. Глядя на
него – от природы увечного - было стыдно и грешно здоровым людям унывать и
сетовать на судьбу, обстоятельства, преграды.
О феноменальном художнике
написаны повесть-легенда самарского документалиста В.Мясникова «Возвращение»,
рассказ ленинградского писателя В.Лялина «Изограф», роман «Дар над бездной
отчаяния» С.Жигалова, прообразом которого стал Г.Журавлёв. Певица Светлана
Копылова, узнав о нём, написала песню-притчу о калеке-художнике, который от
рождения «не имел ни рук, ни ног, он сам ни есть не пить не мог, он человека
был кусок, таким его уж создал Бог…»
Автор: Александр ЗИБОРОВ.
Ключевые слова: Безрукий художник, Григорий Журавлёв, Зиборов, иконы,Полотенца, Российская империя, Утёвка.
Опубликовал Александр Зиборов , 30.04.2016 в 02:54
Portret pictor
Grigorii Juravlëv / Grigorii Juravlev / Juravliov / Zhuravlëv : ( ë se pronuntã
[ io ] )
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu